Весь мир знает эту супружескую пару как блистательных фигуристов, обладателей множества медалей. А недавно они стали еще и героями театрального сезона. В преддверии Нового года Алексей Тихонов и Мария Петрова исполнили ведущие роли в шоу «Огни большого города», а затем перевоплотились в Кота и Снегурочку — персонажей детской сказки на льду «Пока часы 12 бьют». Петербуржцам посчастливилось увидеть все это вживую.

Алексей Тихонов

Чемпион мира по фигурному катанию, звезда телешоу «Ледниковый период» и «Болеро», талантливый артист и любящий отец Алексей ТИХОНОВ рассказал нашему корреспонденту о профессиональной ответственности и семейном счастье.

В прошлом году вы приняли участие в шоу Ильи Авербуха «Болеро», в котором он попытался соединить балетное искусство и спорт. Чего в вашей жизни больше искусства или спорта?

Мне кажется, судьба гармонично все расставила на свои места. Когда мы с Марией боролись за медали и пьедесталы, в моей жизни было больше спорта. А сейчас в профессиональной карьере, когда мы учимся актерскому мастерству и работаем бок о бок с людьми театра и кино, в нашей работе преобладает искусство. С годами синтез техники и творчества становится интереснее: хочется уже не просто хорошо кататься, а создавать на льду образы, которые бы трогали и нас и нашего зрителя.

Сложно ли было привыкнуть танцевать без коньков?

«Болеро» — это уникальный, но при этом очень сложный для нас проект. Для фигуриста коньки — это то же самое, что для обычного человека ботинки. Мы встаем на них и нам абсолютно комфортно — ходим в них, бегаем, прыгаем. Конечно, когда коньки пришлось снять и при этом выйти на сцену Михайловского театра в паре с одной из лучших балерин нашей страны, было чувство, что находишься не в своей тарелке. Но учиться новому всегда интересно. Тем более языку танца.

Вера Арбузова и Алексей Тихонов в телепроекте «Болеро»

И кем вы себя сейчас ощущаете, танцовщиком или все же спортсменом?

Без коньков на балетной сцене я безоружен. При этом, когда выступаешь с такой потрясающей партнершей, как Вера Арбузова, естественно, стараешься выглядеть на ее фоне не полным дилетантом. Конечно, важную роль играют образы, которые ты выносишь на суд зрителей, но я в этом смысле везунчик.

В «Болеро» мне посчастливилось примерить на себя образы Максимуса из «Гладиатора», Санчо Панса из «Дон Кихота» и даже исполнить роль чекиста из балета Бориса Эйфмана «Красная Жизель»! Кроме того, один из наших номеров на меня ставила сама Вера — уже зная меня как партнера, учитывая мои сильные и слабые стороны.

Так что проект привлек меня, в первую очередь, возможностью исполнить новые роли и поработать с новыми хореографами. Я рад, что все программы у нас получились разными, в разных стилях. Назвать себя танцовщиком не рискну, но мне приятно, что особый акцент в наших постановках делался на актерскую составляющую. В результате, как мне кажется, у нас многое получилось.

Кинокритики признали вас талантливым артистом. Расскажите о вашем актерском опыте.

Мне это очень приятно слышать, потому что сам я достаточно скептически к себе отношусь. Хотя в прошлом году на фестивале «Амурская осень» мне присудили премию за лучший театральный дебют, а некоторые члены жюри даже не верили, что я фигурист и спектакль «Ненормальная» — это пока мой единственный опыт на сцене.

Алексей Тихонов в спектакле «Ненормальная»

Спектаклю уже третий год, мы сыграли его уже во многих городах России и за рубежом. Конечно, приглашая меня, создатели шли на серьезный риск: в постановке заняты всего два человека — Екатерина Стриженова и я — никуда не спрячешься. (смеется) Это история о любви, об отношениях между мужчиной и женщиной. Написана и поставлена Надеждой Птушкиной, как обычно, с присущим ей юмором и умением незаметно подвести зрителя к серьезным и важным вещам.

Точно могу сказать одно: мне очень нравится наш спектакль. А уж насколько я хороший актер, судить, конечно же, зрителям. Но то, что я делаю в театре, делаю с огромным интересом. Оставляю на сцене часть себя, и это мне доставляет большое удовольствие.

Спорт построен на чередовании побед и поражений, и здесь не обойтись без системы судейства. А как быть в искусстве? Уместны ли в данном случае оценки и состязания?

Судейство в искусстве, как и в фигурном катании, вещь, мне кажется, достаточно субъективная. В этом плане я намного больше доверяю мнению зрителей — если зал встает, значит, ему нравится то, что ты делаешь. Это и есть твоя оценка, и для меня она намного важнее, чем оценка судей.

Хотя в «Болеро» жюри пришлось непросто — нужно было сравнивать совершенно разные дуэты, постановки. Но я очень благодарен судьям, в частности Владимиру Васильеву, за его критику — за жесткие замечания в мой адрес. Еще полгода назад я и представить не мог, что мои попытки что-то станцевать на полу будет оценивать и разбирать знаменитый на весь мир танцовщик. Рад, что в моей жизни произошла эта встреча и у меня была возможность услышать его советы. Владимир Викторович говорил, что думал, и в его словах чувствовалось неравнодушие. А по окончании съемок он пришел на наш ледовый спектакль «Огни большого города» и очень хвалил, благодарил за кулисами. Было приятно.

Алексей Тихонов и Владимир Васильев за кулисами ледового мюзикла «Огни большого города»

Но, отвечая на вопрос выше, наверное, в первую очередь, мы все все-таки остаемся спортсменами, потому что даже в шоу соревновательный момент нас мобилизует и заставляет выдавать лучшее, на что мы способны. Так что соперничество, на мой взгляд, должно присутствовать обязательно — оно делает проекты более живыми и вызывает у нас всех больше эмоций.

Ваша жизнь сильно изменилась после того, как вы стали звездой телешоу? Ради чего пришлось отказаться ради такого массового успеха?

Приятно, что после ухода из большого спорта мы с каждым годом становимся все более узнаваемыми. Это, конечно, волшебная сила телевидения. Но пока особо ни от чего отказываться мне не приходилось — в своей популярности я вижу в основном одни плюсы. Единственный момент: когда зритель уже знает тебя, то ждет чего-то нового, порой невероятного, и чтобы оправдывать его ожидания и держать планку, нужно больше вкалывать, так же как в спорте. Но это закон — от этого никуда не деться.

Вы уже решили, чем займетесь после окончания спортивной карьеры?

Как таковая наша спортивная карьера уже закончилась — мы больше не выступаем на соревнованиях. Но продолжаем это делать для себя и зрителей, и я счастлив, что у нас есть такая возможность. Хотелось бы продлить ее, как минимум, до Олимпиады в Сочи, потому что, выходя на лед, мы с Машей до сих пор получаем громадное удовольствие.

То есть, скорее всего, наше ближайшее будущее по-прежнему будет связано с выступлениями в ледовых шоу, но в дальнейшем надеюсь, что смогу еще посниматься в кино, поработать в театре. Поживем — увидим. В мире так много интересных дел, которые хочется попробовать!

Алексей Тихонов в детской новогодней сказке «Пока часы 12 бьют»

Алексей, в Петербурге вы играли в детской сказке «Пока часы 12 бьют» и в мюзикле «Огни большого города». Расскажите об участии в этих проектах.

«Огни большого города» — это уникальный проект. Можно сказать, с его появлением в России родился жанр ледового мюзикла. Это не только специально написанные музыка и сюжет, живой вокал и грандиозные декорации — это беспрецедентное количество чемпионов, которых Илье Авербуху, продюсеру и постановщику, удалось собрать на одном льду. Изюминка также и в том, что истории героев, которых мы играем, во многом автобиографичны.

А в детской сказке «Пока часы 12 бьют» у меня была роль Мудрого Кота, у Марии — Снегурочки. Мы оба очень любим кататься для детей, и, конечно, эти роли исполняли с особым удовольствием. Надеюсь, смогли увлечь и заинтересовать ребят своими приключениями. Кстати, помогали нам бороться со злом и приближать Новый год подрастающие чемпионы Даша Бахревская и Стас Новожилов.

Вы узнаете в них себя? Что отличает новое поколение фигуристов от знаменитых предшественников?

Я с большой любовью отношусь к детям, мне нравится за ними наблюдать — у них все по-честному, все искренне. Расстраиваются, когда что-то не получается, и, наоборот, радуются от души, когда все удается. Конечно, узнаешь себя в начале своего спортивного пути. Правда, у моей семьи тогда было меньше возможностей в финансовом отношении, и потому я был чуть исполнительнее, трудолюбивее. Но эти ребята более раскованные, эмоциональные, и это тоже хорошо.

Алексей Тихонов и Стас Новожилов

Вообще со Стасом у нас давно сложился дуэт — я был его отцом в сериале «Жаркий лед» — по фильму его звали Никита. Стасик тогда был чуть помладше, и мне казалось, что выглядеть на экране семьей будет непростой задачей. Но мы сразу нашли общий язык и, говорят, как папа и сын были весьма убедительны. (смеется)

Как вы думаете, общие победы способствуют любви? И почему союзы в искусстве и спорте часто заканчивается романом?

Одно время я был уверен, что любовь мешает спорту. Казалось, она отвлекает и отбирает у тебя силы и эмоции. Но я ошибался. На самом деле чувства в фигурном катании только помогают — сблизиться и стать настоящей парой.

Когда между людьми что-то происходит, это всегда заметно — зритель это видит и ярче воспринимает образы. Я, например, всегда радуюсь, когда вижу, что на льду между девушкой и юношей есть чувства. Конечно, важный момент: на тренировках в фигурном катании мы постоянно касаемся друг друга, и тактильные ощущения дают большой импульс. Но если близость наполнена эмоциями, это здорово, на это всегда приятно смотреть.

Так что зависимость, скорее, обратная: это чувства способствуют победам. Но при этом на прочность они проверяются поражениями — сложными ситуациями, когда один ошибся и оба не достигли того, чего хотели. И тут важно, как люди поддерживают друг друга, помогают друг другу преодолеть трудные моменты. Если удается, настоящие чувства становятся только крепче и появляется еще больше стимулов для новых побед. Мне кажется, мы с Марией это поняли достаточно быстро.

Мария Петрова и Алексей Тихонов

Как при вашей занятости вы разделяете домашние обязанности? Как правило, у чемпионов спорт на первом месте и нет возможности пропустить тренировку ради прогулки с детьми…

Обязанности мы стараемся делить поровну: Маша любит постирушки устраивать, мыть посуду, я могу пол вымыть, прибраться в квартире. Кроме того, нам очень помогают наши мамы-бабушки — и еду приготовят, и с дочкой посидят, и погуляют с ней, когда мы уезжаем на гастроли.

Дочка уже понимает, что папа с мамой — знаменитые спортсмены и артисты, и ваша семья очень отличается от прочих семей на детских площадках?

Я бы не сказал, что наша семья сильно отличается от других. Единственное отличие — так как мы бываем дома реже, чем хочется, Полина очень радуется, когда видит нас в журналах или по телевизору. Показывает всем и говорит: «Вот мама с папой!»

Появление Полины сильно изменило ваше отношение к жизни?

С появлением дочери наша жизнь повернулась на 180 градусов. Раньше мы жили для себя, а сейчас, что бы ты ни делал, прежде всего, думаешь: нужно ли это Полине? Этот маленький человечек полностью изменил нашу жизнь, и я абсолютно счастлив — ради этого стоит жить.

Конечно, когда знаешь, что от тебя, по крайней мере, на первых порах, зависит жизнь твоего ребенка, невольно задумываешься, а надо ли лишний раз рисковать — стараешься уже не совершать каких-то бесшабашных поступков. Помню, накануне рождения Полины у меня украли мотоцикл, который мне очень нравился и стоил приличных денег. Но прошло время, и сейчас я нисколько об этом не жалею — думаю, может быть, таким образом судьба предупредила меня и уберегла от чего-то непоправимого?

Мария Петрова и Алексей Тихонов в ледовом мюзикле «Огни большого города»

Полина уже видела ваши спектакли? Может быть, она уже поет, танцует, рисует или хочет кататься на коньках, как мама?

Спектакли Полина пока не видела, но мы водили ее на нашу новогоднюю елку. А еще в этом году она была на репетиции «Огней большого города» в Москве и потом на тренировке под Санкт-Петербургом. Минут 10-15 заворожено смотрела на этот процесс, а затем стала проситься на руки — очень любит кататься у меня на руках и делать поддержки. Когда бабушки ее спрашивают: «Купим тебе конечки?» — она отвечает: «Да, Полине нужны конечки!»

В остальном же отношение к «искусству» у нас только формируется. Мы немножко поем, во всяком случае, пытаемся — слушаем песенки, которые мама с папой напевают перед сном. Пробуем рисовать. «Альбом» — одно из наших любимых слов. «Нам нужно рисовать», — говорит Полина и выводит очередную закаляку. Конечно же, рисуем зайчиков, мишек и прочих жителей зоопарка, на которых у папы, мамы, дедушек и бабушек хватает художественных талантов. В общем, к «искусству» приобщаются все!

А если дочка, увидев Мудрого Кота в вашей сказке, захочет завести себе такого же домашнего питомца? И, как считаете, вы похожи на своего героя?

Мне бы очень хотелось верить в то, что у меня есть что-то общее с умным, Мудрым Котом. Надеюсь, что эти два важных качества хоть в малой степени у меня имеются. (смеется) А еще мой Кот — волшебник, и в этом мне бы тоже хотелось на него походить — творить пусть небольшие, но чудеса!

Впрочем, если дочка захочет завести питомца, уверен, это «чудо», я сотворить смогу. Ну, может, не кота, но собаку — мудрую, добрую и ученую — обязательно! (смеется)

Мария Петрова и Алексей Тихонов

Какая ваша самая смелая мечта?

Я люблю пробовать в жизни новые вещи — мне это интересно. Например, хочу сыграть в кино еще несколько интересных ролей. И еще несколько — в театре. Это заветная и сейчас пока недоступная мечта. Но когда-нибудь, когда востребованность на льду станет меньше, надеюсь, она осуществится!

Санкт-Петербургские ведомости, N 001 от 10.01.2012